Наша история

Светлана Бирюкова
Дорога, длинною в двадцать лет.
Воспоминания

Это много или мало? Для человека двадцать лет – самая прекрасная пора. Это молодость, красота! Начало осознания мира и своей связи с ним. Для творческого коллектива это много. Чаще самодеятельные коллективы столько не живут. Что же «Лане» помогало держаться все эти годы? На мой взгляд- это идея, которая давала духовные силы. Идея о свободном творчестве. И ещё Любовь,.. любовь к слову, к поэзии, к созиданию, к собратьям по творчеству.
Мне задают вопрос:
«Почему вы так много и так часто говорите об истории «Ланы»?» Ответ прост. Потому, что я считаю это важным. На примере нашего маленького общественного объединения можно проследить историю целой эпохи с её противоречиями, взлётами и падениями, с её достижениями и упущенными возможностями, историю становления творческих личностей в условиях тоталитарной власти и в эпоху перемен.
И потому еще, что есть в нашем обществе тенденция представить литературу, самодеятельное творчество и творчество вообще, как не очень важную сторону жизни человека. Я считаю такую тенденцию либо глупой, либо сознательно вредительской.
Ныне, вероятно, не найдётся на Прикумье человека, который бы не назвал хотя бы одно имя местного литератора. Некоторые из авторов стали широко известны не только в городе и районе, но и за его пределами. Но в восьмидесятых годах 20 века считалось, что « писателей в Будённовске нет и быть не может». Да, есть знаменитые Василий Росляков и Георгий Пряхин, но они добились успеха, перебравшись в столицу. Так уж устроена жизнь глубокой провинции, что не способствует она своей будничностью процветанию возвышенного духа. Устоявшееся общественное мнение считает, что вдали от столичных культурных центров невозможно развитие таланта.
Но существует и другая точка зрения, носители которой утверждают, что развитие творческих способностей возможно везде, необходимо лишь создать условия, главным из которых является свобода творчества и его одухотворённость. И опыт прошедших 20 лет показал правоту вторых, к числу которых я отношу и себя.
Получив диплом на руки, весной 1985 года я пришла работать художественным руководителем Парка культуры и отдыха им. Гагарина, «Горсад», как его называли в народе. И первым делом, стала делать попытки создать литературную студию. К тому времени я уже была знакома с опытом работы литературной студии «Голос» под руководством С.Я.Подольского в г. Кисловодске. Поиски пишущих людей в Будённовске привели меня к баснописцу Джуринскому и живописцу М.И.Григорьевой. Перейдя на работу в профком завода «Ставропольполимер», я познакомилась с поэтами В.Крушининым, В. Урусовым.
Надежда Хмелева ко мне пришла по рекомендации брата Анатолия, с которым я была знакома еще по Парку. Тогда она только что перенесла тяжёлую операцию, которая дала толчок творчеству. Надежда принесла две общих тетради, заполненных стихами и попросила меня посмотреть. Стихи мне понравились. Мы подружились. Так постепенно начало формироваться ядро будущего объединения. Мы проводили встречи с поэтами Кисловодска, ездили к ним учиться.
Первый Будённовский Смотр Поэзии.
В 1988 году, заручившись поддержкой районной газеты «Советское Прикумье» под руководством Н.М. Назаренко и горкома ВЛКСМ в лице третьего секретаря Светланы Ахромеевой , я вышла на отдел культуры с инициативой провести Первый Будённовский Смотр поэзии. Объявление о смотре было напечатано в газете «Советское Прикумье» и в печатных изданиях соседних районов: Нефтекумском, Левокумском, Благодарненском, Зеленокумском.

Смотр состоялся 8 августа 1988 года. Было воскресенье. В зале городского Дома Культуры было немного зрителей. Непривычное это было явление для маленького степного городка – выступление местных поэтов. Это потом спустя 8-10 лет мы начали собирать полные залы. А в тот день пришли в основном родные и друзья конкурсантов. В жюри сидели секретарь горкома комсомола Светлана Ахромеева, заведующая отделом культуры Наталья Петровна Подобная, работник редакции газеты «Советское прикумье» Алла Сергеевна Кабалалиева. Техническую часть, то есть запись на магнитофон выступлений по собственной инициативе обеспечивал Валерий Стародубцев.
Выступающие читали стихи без микрофона, стоя перед сценой. Длился смотр более двух часов. Все очень устали, но были счастливы. Первый диплом «За патриотичность» получил Иван Котов. «За лучшие детские стихи» была награждена Надежда Хмелева. Леонид Латышев за свои авторские песни получил приз зрительских симпатий. Остальным были вручены поощрительные призы. По итогам смотра районная газета «Советское Прикумье» выпустила литературную страницу, где были помещены лучшие стихи конкурсантов. Участники смотра пожелали встретиться вновь, и через месяц, в актовом зале общежития № 25 мкр. № 7 собрались уже не только конкурсанты, но и те авторы, которые узнали о намеченной встрече из публикации в газеты. На встрече в сентябре было принято решение о создании литературного объединения и о регулярных ежемесячных встречах. По приглашению директора городского Дома культуры Спициной Светланы Васильевны литературное объединение стало творческим коллективом Дома культуры. Она, как мудрый руководитель, посчитала, что наш творческий коллектив лучше держать в поле зрения, и дабы не наломали «малые дети дров», умело их направлять по жизни.
Николай Костюк из с. Левокумского, Юрий Зубков, Александр Яковлев из г. Зеленокумска, Иван Котов, Римма Каранова, Светлана Бирюкова, Владимир Урусов, Татьяна Жуганова, Леонид Латышев, Идея Середа, Надежда Хмелёва, Марфа Мечётная, Петр Шабанов, Константин Юрин, Николай Бельченко, Любовь Сагунова из г. Будённовска, Сергей Андросов из села Прасковея – вот имена литераторов, с которых начиналось Будённовское литературное объединение.

Сеятель
На объявление о Смотре поэзии из г. Будённовска Римма Каранова отозвалась первой. В редакции мне передали ученическую тетрадь, исписанную ровным красивым подчерком. Сверху на тетради был указан телефон. Я сразу же позвонила, попросила разрешения прийти.
–Приходите, я буду рада, — ответил мне мягкий тёплый голос
Хозяйка тетради оказалась светловолосой женщиной с грустными глазами, но приветливой улыбкой.
На столе меня уже ждали калмыцкий чай с молоком, борцоки(пончики с творогом), и на моих глазах было приготовлено армянское кофе из свежеобжаренных и смолотых зёрен.
Необычное сочетание: русская женщина, калмыцкое и армянское угощение, и плюс к этому сдержанность в речах и щедрость душевная. Естественно, что после всего этого я была заинтригована и увлечена. Мне показалось, что я чувствую эту женщину, как себя. Я ощутила, насколько ей не хватает общения с близкими по духу людьми. Позже я узнала, что операция на сердце, инвалидность действительно сделали Римму Алексеевну затворницей.
Несмотря на возраст, между нами завязалась тесная дружба. Она открыто радовалась каждой встрече. Я чувствовала, что ей, как и мне, жизненно необходимы беседы о поэзии, обсуждения новых сочинений, встречи и знакомства с авторами, и я приводила к ней всех новых авторов. Большинство из них становились постоянными посетителями дома Карановых. Это Сергей Андросов, Раиса Райко, Катя Крушинина, Юрий Николаев, Анна Хабалонова… Всех не перечислить. Римма Алексеевна оказалась среди тех, первых пятнадцати поэтов, с которых всё началось. Она была нашем сердцем, нашим солнцем, и остаётся такой до сих пор.

Недопетая песня поэта
Сергей Андросов, поэт из села Прасковея стал вторым участником смотра, с кем я познакомилась. Он пришёл в Дом культуры почти перед Смотром и принёс несколько машинописных стандартных листов, отпечатанных неопытной рукой. Оказалось, что Сергей буквально после увиденного в газете объявления нашёл старенькую машинку и начал одним пальцем печатать стихи из своей тетрадки. Он боялся, что жюри не разберёт его почерк.
С первого дня до самой его смерти нас связывали особые отношения. Это трудно объяснить словами. Бывает так: встретились случайно два незнакомых человека, и между ними вдруг, как электрический разряд проскальзывает. Со стороны это незаметно, но оба чувствуют, что всё изменилось. У обоих возникает жажда общения, познания, потребность взаимопомощи. Так и у нас с Сергеем. Наши отношения нельзя было назвать банальной влюблённостью или пошлым влечением полов. Это было нечто большее и чистое. Мы никогда не говорили друг другу о своих чувствах, только посвящали друг другу стихи. Мы не стремились соединиться, так как у каждого была семья. Но каждый по первому зову готов был бежать на помощь, каждый чувствовал, когда плохо другому. Он радовался моим успехам, а я его.
Жизнь Сергея была полна драматизма. Его жена Татьяна ужасно ревновала его к поэзии, она не верила в его талант. Ей нужно было от него лишь одно: материальное обеспечение. Её мало волновало душевное состояние мужа. А душа поэта рвалась на части. С одной стороны долг ответственности за семью, а у Сергея было трое детей, с другой – настойчивый непреодолимый зов лиры. Продолжая заниматься тяжёлым крестьянским трудом, а Сергей работал трактористом в ПМК, потом стал фермером, он понимал нетленную ценность поэзии, и она занимала всё больше места в его душе. Во мне он видел своего союзника, и потому стремился к общению. Мы могли, случайно встретившись на улице, проговорить о стихах и час, и два.
Вспоминаю такой случай. Однажды, идя по бульвару первого микрорайона, я встретила Сергея с женой. Мы поздоровались. Сергею хотелось рассказать о новой задумке, но Татьяна торопила его. Мы разошлись в разные стороны, но не прошло пятнадцати минут, как Сергей догнал меня.
– Я убежал от жены. Она не понимает…
И мы часа два просидели на старом кладбище за столиком рядом с могилой Ивана Кочубея. Обсуждали его новые стихи, которые потом были опубликованы в газете Сергея Старцева «Святокрестовский вестник» на литературной станице «Мастерская души».
А вот другой случай. Однажды, когда я укрывшись от гонений и травли, скрученная жестокой депрессией, валялась на диване в сельском домике с занавешенными окнами, ко мне приехал Сергей. Он заставил меня подняться. Я заварила липовый чай, который он специально для меня собрал, насушил и привёз целую сумку. Он открыл свою тетрадь, в тёмно-вишнёвом кожаном переплёте и стал читать:
Ломала жизнь и гнула. Что за напасть!
Но ты боец и кредо, напор и страсть.
На славу постарался Господь-отец,
Явился в мир порочный поэт-боец…
А у бойцов от веку тяжёл удел…
Поэт страдал и плакал, и всё же пел.
Его пинали, кляли, лишь слабый стон.
Перед людьми охаян, в психушке он.
Его как пса гоняли, удел таков.
Вскрывал поэт пороки и пел любовь.
И разделяя тверди, взлетела песнь.
И над землёй иная сияет весь.
Теперь совсем иные тут времена,
И ты поэт в почёте, и песнь нужна.
Вчера тебя кто хаял, теперь молчит.
Так пой поэт при свете, как пел в ночи.
«Где свет? О каком свете ты пишешь?»- спросила я его.
И он ответил: «Будет свет в твоей жизни, поверь!» Мы засиделись до поздна, и Сергей опоздал на автобус в город. Оставить его ночевать у себя мне не позволяли моральные нормы. Он ушёл, и только спустя годы я узнала, что ночевал он на автобусной остановке. У меня в душе всё перевернулось. Если бы я знала, то плюнула бы на все нормы. Успокаивало одно, что дело было летом.
И время светлое, о котором говорил Сергей, было, как оттепель, и был расцвет в творческой жизни «Ланы», но об этом потом.
Наши отношения не всегда были безоблачными. Особенно «кошка пробегала» между нами тогда, когда я пыталась редактировать стихи Сергея. Как и всякий автор, он яростно кидался на защиту своего детища. И у меня еще не было редакторского опыта. Иной раз, выстраивая логическую цепочку или «подтачивая» рифмы, я забывала об авторском замысле. А это очень важно- не нарушить авторский замысел! Настоящий, что называется от Бога, редактор всегда предоставляет автору исправлять ошибки. Но это я поняла лишь с годами.
Размолвки, правда, не доходили до ссор и разрыва отношений. До конца его жизни мы оставались настоящими друзьями. Наша связь оказалась настолько крепка, что и спустя десять лет после его смерти, я чувствую её влияние. Живы воспоминания и чувства. Свои поступки по сей день я сверяю по Сергею.
Ангелы-хранители.
У вас наверняка возникнет вопрос: «Почему так много внимания я уделяю Р.А. Карановой и С.С. Андросову?» Ответ прост. Эти два человека были со мной рядом в самое трудное время. Они были моими настоящими друзьями. Они не отвернулись от меня в годы гонений, они не предали, когда другие в угоду «начальникам» дружно пинали меня ногами. Они старались словом и делом поддержать меня и многих других людей, когда кончались силы жить. И до сих пор они, как два ангела-хранителя. Сергей Андросов и Римма Каранова жили по Законам Любви и сами творили Любовь, высшую Любовь, которая спасает…

Этапы развития.
Рождение литературного объединения, расширение его рамок до объединения поэтов, бардов, художников, музыкантов, дизайнеров; выпуск сборников, дисков и газет; создание художественного салона, учреждение фестиваля бардовской песни и поэзии, проведение благотворительных программ – это этапы решения одной задачи – поднятие творческой активности земляков. В 2008 году мы будем отмечать 20 лет со дня рождения литературного объединения в г. Буденновске. Многое случалось за это время.
Развитие творчества и самого объединения шло волнообразно. Бурный активный этап в его жизни, который отмечен рождением многих ярких произведений у всех авторов из-за грубого вмешательства чиновников сменился разочарованием, а потом молчанием. Но это длилось не долго. В 1990 году объединение получило поддержку краевой ассоциации независимых художников. Мы вновь стали регулярно встречаться в доме моих родителей, которые отдали под наши мероприятия целых пол дома. Там мы проводили литературно-музыкальные вечера с участием гитаристов и баянистов, организовывали выставки художников Бориса Бурляева, Николая Иванова, Марии Григорьевой, Юрия Цуканова, встречались с коллекционером книг Георгием Мегаевым и собирателем целебных трав, профессиональным агрономом, ландшафтным дизайнером Октябриной Каменской, с редактором газеты «Советское Прикумье» и талантливым прозаиком Н.М. Н азаренко.
Весной 1990 года на берегу озера Светлуха мы провели первый смотр бардовской песни и поэзии «В долине весны», в котором приняли участие поэты и барды из г.Благодарного, г. Зеленокумска, г. Будённовска и Будённовского района.
Это мероприятие привлекло внимание Краевого телевидения, сюжет из «Долины весны» был показан в краевых новостях. В этом же году, летом мы выпустили новый сборник «Куда мечта нас завела». Он стал первым свободным изданием на Прикумье, так как издан был сразу после выхода нового закона о средствах массовой информации, который провозгласил свободу печати и отменил цензуру.
Творчество «Лановцев» стало известно в крае. О них публиковали материалы в краевой печати, о них неоднократно делали передачи на краевом радио; снимали сюжеты для различных передач краевое телевидение. В гости к ланоцам приезжали знаменитые писатели, литературные критики такие как Александр Екимцев, Вадим Куропаткин. Благодаря ежегодным литературным конкурсам объединение пополнилось новыми молодыми авторами. Среди них наиболее яркими были: поэт Екатерина Крушинина, автор стихов и песен Светлана Зозуля, поэт-странник Михаил Любанский.
Смерть наших кумиров и покровителей Александра Екимцева и Вадима Куропаткина повергли нас в уныние, наступил период упадка, длившийся почти год. Встречи стали нерегулярны, появление новых произведений – редкостью.
Но с января 1995 года мы вновь начали регулярно встречаться, проводить вместе праздники, готовить к изданию новый сборник. Наши ряды пополнили новые талантливые люди. Это Юрий Николаев, Владимир Бойко, Евгений Веркин, Надежда Моисеевская, Сергей Елеев, Елена Журавская, Светлана Горбачева, Раффи Мангасарьян.
По инициативе «Ланы» в 1999 году в Буденновске был учрежден ежегодный фестиваль бардовской песни и поэзии имени Анатолия Панасицкого, Буденновского поэта, барда, педагога-новатора, который отдал всего себя детям с трудной судьбой, и умер за них, как солдат на поле боя. Фестиваль стал традиционным и массовым, полюбился Буденовцам. Авторская песня и поэзия оказалась очень востребованной даже теми людьми, которые были далеки от мира поэзии.
Уважительное отношение к лановцам со стороны администрации города мы чувствовали всё время, пока главой города был Ляшенко Николай Андреевич. Даже если чиновники отдела культуры препятствовали нашей деятельности, все преграды устранялись, когда о них узнавал Николай Андреевич. В любое время мы могли зайти к нему в кабинет со своими новыми идеями и всегда встречали понимание и поддержку. Многим авторам Н.А.Ляшенко помог в издании книг.
Но настали другие времена. Сменилась власть в городе. К руководству пришли люди, далёкие от литературы и культуры вообще. Наше объединение начало подвергаться гонениям. Накануне юбилея нам отказали в помещении.
Есть народное изречение: «Жизнь – она полосатая. Полоса черная, полоса белая». Так и в жизни объединения. Были взлеты, слава, а потом гонения, были заметные творческие успехи, и время творческого упадка. Сейчас объединение в черной полосе, но это значит, что скоро мы шагнём на белую. Я верю, это будет очень скоро.
Есть решимость продолжать вовлекать в занятия творчеством всё больше и больше людей. И в этой решимости я не одна. Хотелось бы, чтобы круг наш ширился, чтобы мы были едины.

Неприятные открытия.
Как часто в жизни мы натыкаемся на неприятные открытия? В юности это реже происходит. А по мере взросления всё чаще и чаще.
Литературное объединение я создала по долгу своей профессии. В обязанности культработника входило создание любительских объединений и клубов по интересам. На деле же оказалось, что настоящие добровольные любительские объединения не нужны были потому, что любительские объединения – это когда люди сами по своей воле объединяются и ведут свою деятельность самостоятельно согласно своим интересам. А как раз самостоятельность граждан пугала многих в тоталитарном государстве, в котором мы жили до 1991 года. Это пугает и теперь, тех не умных, не грамотных чиновников, которые сидят по кабинетам с Советских времён. Во все времена самодеятельность и самостоятельность не приветствовалась. Слабой власти нужны послушные и управляемые граждане. С самостоятельными мыслящими, творческими людьми сложно. И только мудрые руководители рискуют давать волю мыслящим людям.
Поэтому и натыкаемся мы до сих пор на стены равнодушия и отрицания нашей деятельности. Совсем недавно, когда заведующего городским отделом культуры спросили о нашем объединении, он ответил: «Такого объединения нет». А когда мы собрались на рождественскую литературную встречу, пригласив на эту встречу литераторов – инвалидов, которых мы обычно посещаем на дому, заведующий городским отделом культуры потребовал, чтобы нас выгнали на мороз.
И спустя двадцать лет активной самоотверженной работы, опять слышатся утверждения: «Таких нет и не должно быть!» И очередной раз я задыхаюсь от негодования! И опять не могу понять, почему чиновники, призванные поддерживать, развивать любое творчество, получающие за это заработную палату, как минимум, не выполняют своих служебных обязанностей, и при этом не несут никакого наказания; а как максимум, наносят сознательный вред творческому потенциалу государства. Ладно, если бы только ко мне и к лановцам так относились. А то ведь страдают только в Буденновске десятки и сотни людей. А истязатели, мучители творческих душ продолжают безнаказанно совершать своё чёрное дело. Вопрос к вышестоящей власти: «Почему?»
«Особое» отношение к своей персоне я заметила уже на первом смотре поэзии. Было больно, приложив громадные усилия на поиски поэтов в г. Буденновске и Буденовском районе, объехав соседние районы, потратив уйму времени и личных средств, в конце концов, остаться незамеченной, не оценённой, униженной. Причём, пренебрежение было настолько показным, что некоторые участники смотра, видя явную несправедливость, пытались вступиться за меня. Но их мнение для чиновников роли не играло.
Стараясь не заострять внимание на личных обидах, я с вдохновением впряглась в работу литобъединения. В Ставропольском Союзе писателей СССР вначале приняли известие о создании в крае нового литобъединения положительно. Меня даже поставили на «довольствие», то есть установили маленькую оплату в пятьдесят рублей за руководство. Правда получила я его всего один раз. А потом началась странная тёмная игра.
Бурный восторг от общения, дружеские чаепития, увлечённая работа над первым сборником «Прикумский меридиан» сменились тревогой, интригами, разочарованием, молчанием. Литобъединение обозвали ругательным тогда словом «неформалы». Самодеятельность, свободолюбие, активная жизненная позиция литераторов, несанкционированная самостоятельность насторожили власть.
Надо заметить, что это был конец восьмидесятых. В стране самый разгар перестройки. В Москве и в крупных городах прямо на улицах устанавливались открытые микрофоны, и любой желающий мог высказаться, прочитать стихи, спеть песню. В Ставрополе появился «Народный фронт Ставрополья в поддержку перестройки». Демократические процессы набирали обороты. Докатились они и до нашего провинциального городка. Естественно, поэты не могли не откликнуться на бурные события страны. Они писали о наболевшем. Героем дня был Сергей Андросов со своими стихами «Куда мечта нас завела». Почти у каждого автора появились произведения — размышления о времени. Их открыто читали, не боялись. Ведь в стране была объявлена гласность. Это потом мы поняли, что « не всё то золото, что блестит». Сверху, то есть из краевого комитета КПСС пришло указание: «Навести порядок». И закрутилась машина.
Руками краевого Союза писателей СССР и буденовских чиновников от культуры был организован спектакль под названием «Перевыборы руководителя литобъединения». Людей уговаривали, запугивали, попросту обманывали. К каждому был применён свой подход. И с перевесом в один голос руководителем объединения была избрана Надежда Хмелёва. Некоторые литераторы вообще не поняли, что произошло, а когда опомнились, то было уже поздно. В результате члены объединения, разведённые по разные стороны «баррикад» перестали встречаться.
Вся страна тогда пошла под «нож». Резали по живому. Как в гражданскую войну, идеологическими врагами стали бывшие друзья, братья, родители с детьми.
Сергей Андросов, Костя Юрин, Валерий Стародубцев, я и многие другие испытали на себе и дубинки милиционеров, и аресты, и травлю, и лишение всяческих возможностей заработать на хлеб. Не пожалели и наших детей. Из-за травли мой сын бросил школу после седьмого класса, а дочь чудь не доучившись до конца девятого. Били по самому больному. Была запущена машина по изолированию нас от общества.
Организованная грязная клевета, рассеянная в те годы, до сих пор прорастает самыми невероятными слухами. Творческому Объединение «Лана» приклеиваются то ярлык секты, то противозаконной организации. А тех, кто перешёл в другой лагерь, всячески «пригревают» и «прикармливают». Но, как говорится, Бог им судья.
Особенно мне больно было от разрыва с Надеждой Хмелёвой. Ведь мы успели сдружиться, бывали друг у друга в гостях, ездили на семинар в Ставрополь и на занятия к Станиславу Яковлевичу Подольскому в г. Кисловодск, после чего ночевали на вокзале в Минводах в ожидании ночного поезда до Буденновска. Уж не знаю, чья была идея сделать нас врагами. Но думается мне, что не Надежды. Те, кому надо было завладеть ситуацией, умело сыграли на самолюбии Хмелёвой, внушили, что она более профессиональный писатель, что не должна «какая-то Бирюкова» руководить ею, хотя как раз руководить литераторами я никогда не пыталась, в объединении царила атмосфера свободы и равноправия.
И получилось, и разделили, и властвуют до сих пор.
Конечно же, смириться с гибелью своего детища я не могла, поэтому вновь начала организовывать встречи литераторов, возобновила работу литобъединения, которое позже стало называться творческим объединением, так как под его крылья начали собираться самые разные люди: поэты, прозаики, художники, музыканты, авторы песен, актёры, дизайнеры, кружевницы, орнитолиги, коллекционеры и просто любители любого вида творчества..
Так в городе появилось два объединения: одно официальное, управляемое, финансируемое, поощряемое властью, и второе неформальное, безденежное, но свободное и успешное общественное творческое объединение «Лана».
Еще один вопрос мне часто задают знакомые и незнакомые люди: «Что вы не поделили с Хмелёвой?» Ничего! У нас нет личных счётов с Надеждой . Мне кажется, что она тоже это подтвердит. Проблема, которая нас разделила и уже, видимо, не сблизит, это принципиально разный подход к творчеству и к жизни вообще. Это теперь я уже понимаю, что мы оказались сторонниками разных идей.
Много раз в жизни сталкивалась с ситуацией, когда у меня отнимали моё детище. Мои инициативы перехватывали, отодвигая меня в тень, попросту крали мои идеи, при этом меня же начинали поливать клеветой, «пинать ногами», и часто те люди, которым отдано много душевных сил. В те годы я часто задавала себе вопрос: «Почему? Почему перечёркивается вся моя работа? Кому я так мешаю? Если кто-то заботится о пользе для «народа», то какой вред приносят «Смотры поэзии», «Бардовские фестивали», «Художественные салоны», мною организованные?»
Чтобы я не задумала, мне постоянно мешают. И тогда, когда не удаётся помешать, «предотвратить», запускается механизм отстранения, изоляции с помощью клеветы и травли. Так было с литературным объединением.
Так в самом начале попытались отлучить меня от Художественного салона. С каким вдохновением готовили его открытие мы с Чопоровой Людмилой. Это было наше с ней детище. Наша идея, наш совместно написанный сценарий открытия; наши мечты о выставках, о творческих вечерах, об воссоединении под крышей салона самых талантливых и благородных людей города. Но в самый последний день, когда уже всё было готово, меня вдруг устраняют от участия и ведения программы торжественного открытия. Нас Людмилой тоже развели по разные стороны баррикад. Кто-то внушил ей, что я человек из другого круга и мне не место рядом с ней, что меня надо, пока не поздно, устранить. В результате идея художественного салона оказалась похоронена. Справедливости ради надо сказать, что у Людмилы Чопоровой хватило мудрости всё понять, и мы не остались врагами.
Та же схема использоваласьв случае с фестивалем бардовской песни, который получил широчайшую популярность. На голом энтузиазме, почти без денег, мы – это команда единомышленников, Ирина и Юрий Яновские, Роман Пак, Владимир Бойко, Александр Орлов, Андрей Юкин, Влад Добровольский, Сергей Заика, Лидия Шило и наш вдохновитель Валерий Митрофаненко – создали фестивалю широкую известность в крае и на Северном Кавказе. Наш фестиваль начал жить даже раньше, чем Архызский. В 2008 году Буденовскому фестивалю будет десять лет. Но в тот момент, когда фестиваль стал широко популярным, появляется некий Паша Щёкин, и его руками Будённовское бардовское движение разбивают на два лагеря. Кто-то внушил Паше, что он настоящий бард, и именно он должен быть главным. И он стал главным в клубе «Южный ветер», в котором состоит он в единственном числе.
Много думала над этим вопросом, обсуждала его с самыми мудрыми людьми из своего окружения и пришла к выводу, что всегда во все времена во власти были «святые» и «иуды». Достаточно посмотреть на события, связанные с Михаилом Тверским. Это надо просто принять и решить в каком «стане» твоё место.
А здесь я хотела добавить, что никогда не стремилась отвечать обидчикам «той же монетой». Доказывать то, что я есть, что я не верблюд всегда стремилась лишь новыми идеями, новыми стихами и книгами, заботой о слабых, любовью ко всем, кто меня окружает. Справедливости ради надо сказать, что и я получала в ответ и заботу, и любовь, и вдохновение.
Размышляя над вопросом о несправедливости, о том, почему так трудно мне и лановцам идти по жизни, я пришла к выводу, что дело не в личных разногласиях с конкретными людьми, а в том, что мы невольно встали на путь борьбы.
Наши соперники и те силы, к которым они примкнули, придерживается принципа: «Цель оправдывает средства». Членство в Союзе писателей, карьера, звания, «корочки» для этих сил – цель. И не важно каким способом она достигается.
А лановцы считают, что творчество – это способ достижения цели. Мы в «Лане» считаем, что первичен человек! Его душа! И его мысли. Важно, что несёт автор, какую энергию? Добрую или нет? Честен ли он сам перед собой, перед читателем и слушателем? А в какой форме: в поэзии или прозе, в живописи или музыке, в благотворительности или просто доброте душевной, он несёт эту Добрую энергию, это уже вторично. В «Лане» мы всегда стремились творить Добро, нести Свет, беречь и наполнять духовной пищей душу каждого, кто к нам приходил. Оттого и результаты нашей деятельности заметны для земляков не только на прикумье, но и в крае.

Наши достижения.
За двадцать лет, не имея официальной поддержки, в окружении враждебно настроенных чиновников, без какого то либо финансирования со стороны культуры или союзов писателей, объединению «Лана» удалось проделать огромную работу. Было выпущено в свет 57 сборников, из них 7 коллективных:
1. «Прикумский меридиан»- 1989 г.
2. «Куда мечта нас завела» — 1990 г.
3. «Литературная студия» — 1992 г.
4. «Остров спасения» — 1996 г.
5. «Чтобы в сердце отозвалось» — 2000г.
6. «Нам 15 лет» — 2003 г.
7. «Сеятель» — 2004 г.
8. «Страна Берегиния» — 2008 г.
Начиная с 1988 года ежегодно проводятся литературные конкурсы среди разных категорий населения. Самым массовым был конкурс 1997 года, когда только молодых авторов, школьников и студентов, было 45 человек. По примеру «Ланы» литературные конкурсы стали проводиться во всех учебных заведениях, среди учеников и преподавателей, в городе и в районе. Наибольшее число авторов, 36 человек, вошло в сборник «Нам пятнадцать лет».
В разные годы наши авторы публиковались в центральных и краевых изданиях:
Журнал «Крестьянка», журнал «Мир женщины», журнал «Гороскоп», журнал «Ветеринария», журнал «Литературный альманах Ставрополья», журнал «Литературный Кисловодск», газета «Ставропольские губернские ведомости», газета «Ставропольская Правда», краевая газета «Молодой ленинец», краевая газета «Утро», коллективный сборник по итогам краевого семинара 1989 г. «Новый день», коллективный сборник по итогам краевого семинара 2005 г. «Перевёрнутые облака».

Нас снимало краевое телевидение:
Программа «Вести» — 1990 г. Конкурс «В долине весны»
Программа «7х7» -1993г. «Литературные встречи»
Программа «Время местное» -1999 г. Презентация книги.
Программа «Время местное» — 2000 г. Презентация книги
Программа «Время местное» — 2000 г. Творческая встреча с автором.
Программа «Время местное» — 2000 г. Представление молодых авторов.
Программа «Время местное» — 2000 г. Фестиваль бардовской песни.
Программа «Вести» — 2003 г. Юбилейная встреча «Нам 15 лет»
Программа «Арт- бюро» — 2007 г. Презентация книги.
Краевое радио неоднократно делало передачи о лановцах, (Римма Каранова, Сергей Андросов, Светлана Бирюкова) о наших мероприятиях, о вышедших сборниках и авторских книгах.
Объединение «Лана» в 1999 г. стало учредителем фестиваля бардовской песни и поэзии имени Анатолия Панасицкого «Дети – наш сегодняшний день» и проводит его десять лет.

Объединение «Лана» стало учредителем нового общественного объединения «Художественный салон», который позже возглавила Татьяна Островская, проведено множество выставок, музыкальных вечеров, творческих вечеров поэтов, музыкантов, художников.
В 2005 году рекомендованные ТО «Лана» на краевой семинар молодых литераторов Олег Мельниченко и Сергей Елеев были признаны лучшими молодыми писателями края. Олегу Мельниченко на семинаре дали рекомендацию для вступления в Союз Российских писателей.

Объединением издавалась городская литературная газета «Лана», общественная независимая газета «Что, где, почему», «Будённовск- правда жизни», «Гражданский форум».

В 2007 году Объединение «Лана» презентовало программу «Память по наследству», цель которой – передать молодому поколению память и знания о творческих достижениях земляков в области литературы, музыки, живописи, театра, танца и др., которая начала реализовываться еще несколько лет назад. Впервые в городе силами лановцев вывешена мемориальная доска памяти на доме поэта Риммы Карановой, выпущена книга «Сеятель», посвящённая её творчеству, подготовлена такая же книга о Сергее Андросове. Книга «Встречи в дороге», посвящённая 200-летию г. Будённовска, на две трети посвящена ярким, талантливым его жителям.

А что за это же время, то есть за двадцать лет сделали объединения наших соперников? Сколько коллективных сборников они выпустили? Сколько авторов они поддержали и представили читателям? Скольким людям они помогли выжить? Сколько человек с болью в душе получили утешение и надежду в сердце после встречи с руководителем? О ком из ушедших авторов они хранят память и чьё творчество они оберегают от забвения? Попробуй, дорогой читатель, найти ответы на эти вопросы самостоятельно.

И ещё один аргумент в пользу творчества.

Размышляя о том, почему люди тянутся к нашему объединению, пришла к выводу, что это происходило по причине рождения позитивной силы внутри нас. Все девяностые годы нас окружала смута, разруха, тревога, боль. Людей разделяли внешние и внутренние проблемы. А приходя в «Лану», они попадали в обстановку доброжелательности, уважения, внимания к душевному состоянию. По себе знаю, как вдохновляет маленькая капля внимания. И не важно было, кто человек по профессии, какую должность занимает, имеет ли вообще работу, какие у человека политические взгляды и жизненные принципы. В «Лане» нас объединяет стремление к добру и к творчеству.
Многое нас разделяет, и лишь творчество объединяет.

Надежда Моисеевская
Чем интересны творческие объединения?
Прежде всего, творчеством единомышленников, то есть людей, мыслящих в направлении творчества. В них же реализуется наиболее полно «роскошь человеческого общения». И, наконец, они несут нечто духовное, способное вдруг раскрыть в человеке новые удивительные качества, новые ощущения мира, новое осмысление жизни. Примером служит Буденовское объединение «Лана», которому в 2008 году исполняется 20 лет. Срок солидный для общественной организации, и если она живёт столь продолжительно, значит, не взирая на всяческие препятствия, сюда приходят люди неравнодушные. Одни задумываются над строкой, другие над поведением животных, третьи над красками, но всех их объединяет любовь, настоящая любовь к своей Родине.
Приходят в объединение разными путями: кто после организованных «Ланой» конкурсов, кто-то по совету знакомых. Я пришла 31 июля 1999 года, прочитав объявление в газете.
Литература мне нравилась всегда. В школе участвовала в литературных концертах. В семье стихи писал брат. Из армии он присылал мне стихи в письмах. Я удивлялась: как у него получается? Но спустя несколько лет, однажды весной ( день я запомнила – 14 апреля 1979 года) брат, придя с работы, подарил мне букет цветов. Было хорошее настроение, и я села к столу, взяла ручку, лист бумаги… И появились, как бы сами собой, мои первые стихотворные строки. Потом жизненные обстоятельства вынудили меня на пятнадцать лет забыть о литературе.
В 1999 году она сама пришла ко мне. Я вдруг почувствовала необходимость высказаться, поделиться мыслями, чувствами, возникла потребность быть услышанной. И я появилась в «Лане». Там я встретилась с искренними людьми, умеющими слушать и слышать. Меня поддержали, направили, помогли! Во мне открылось, как бы второе дыхание. Я научилась лучше писать, мне помогли выпустить первую книжку стихов. Я испытываю постоянное глубокое удовольствие от общения с удивительными людьми, которые приходят в «Лану». Когда есть единомышленники, не так страшны все тяготы нашей не простой жизни.
Спасибо всем «лановцам» и бессменному руководителю Светлане Бирюковой, которой приходится везти подчас тяжёлый воз проблем местной литературы. Пусть «Лана» по-прежнему несёт свет творчества, обогащая российскую культуру.

О собратьях по перу

Горечь утраты.
Посвящается Римме Карановой.
Путаются мысли. Не идёт работа.
Тяжестью на сердце улеглась тоска.
Оборвалась песня на высокой ноте,
И зажало душу, словно бы в тисках.
Я была знакома только со стихами,
Прочитав однажды, сердцем поняла:
Римма Алексеевна, ты навеки с нами,
Богом от поэзии ты для нас была.

Юрий Николаев
«ЛАНЕ» двадцать лет, а мне с ней двенадцать…потому хочу сказать о яркости от воспоминаний. Сам из Грозного. Здесь, в Буденновске, не по своей воле – после бомбёжек, с ранениями от выстрелов снайпера. Судьба не отступила ни на шаг.
Пенсионное бытиё – это собственные понятия! В двадцать пять километров радиусом вокруг мне не удалось обнаружить каких-то условий для интеллектуального развития человека, разве лишь «Светлуха», и то, как для галочки. Туда даже пешеходной дорожки нет! Предо мной обрисовался огромный человек-труженик на каждом шагу. Вот тут сообразил: «Возможно здесь найдутся стихоплёты для сотрудничества. Сам самостоятельно этим занимаюсь с 1974 года.
К этому моменту в блокноте оказалось серьёзное стихотворение:

* * *
(Теперь уже в прошлом) жена
одарена счастьем не мной…
она ж для меня лишь одна!
Так сложено нашей судьбой…
Смотрю, предо мной как цветок!
В ней свежесть и жизненный пыл –
Бессильны мы, страсти поток
Несметный… и я отступил!..
Винить никого не могу,
В душе непокорная боль,
Похоже пред Богом в долгу.
Терпеньем упиться изволь…
Не выплакать видно всего,
Не хватит ни ночи, ни дня.
Богаж для меня одного.
Крепись, не робей, старина!

В рукописи с этим стихотворением, после мытарств, явился перед Надеждой Владимировной Хмелёвой. И был «обласкан» неожиданностью: «Мы, — говорит,- так редко собираемся, беспрограмно», — и послала меня в ДК к «ЛАНЕ». Лидия Николаевна Шило, художественный руководитель ДК, оценив мои труды, пообещала сообщить, когда состоится ближайшее заседание «ЛАНЫ»
…дверь открыла супруга, увидев аккуратных с сединой двоих женщин, набросилась на них: «Как вы надоели со своими «иеговами»!» Как оказалось, это были поэты из «Ланы» Римма Алексеевна Каранова и Раиса Платоновна Райко. Они пригласили меня на встречу. Так состоялось моё первое посещение литобъединения «ЛАНА». Это приятное знакомство было вечнодавно. В 1996 году. И по сегодняшний миг, два раза в месяц(первое и третье воскресенье в 10часов) Мы, единомышленники поэзии, добываем бесценные приятности, разные для каждого автора, свои ощущения стихотворений. Как это чудесно гармонирует с абсолютно абсурдной окружающей нас жизненной обстановкой. Можете убедиться по словам стихотворения, написанного еще к пятнадцатилетию:
* * *
Пятнадцать лет – срок не простой.
Земля вращалась вокруг солнца,
Текла водица за судьбой,
А сердце в нас озартней бьётся!
И мысли свежестью полны,
И не стихают устремленья,
Бесцветными не стали дни
Не в прозе жизнь – в стихотвореньях!
Не остановится пусть счёт,
Пусть бесконечность процветает,
А «ЛАНА» счастием живёт,
В нелёгкой жизни помогая.

Единственная просьба, НАСТОЯТЕЛЬНАЯ, к тем, кто организует срывы наших занятий и разные интриги, мешающие нам работать: возьмите с нас пример! Это украсит ваши душевные потребности…

Посвящениние Римме Карановой.
Так суждено
В моих приятных воспоминаниях, вроде б как вчера, посчастливилось, открыть дверь своей квартиры, теперь для меня такие дорогие улыбающие ся лица Риммы Алексеевны Карановой и Раисы Платоновны Райко. И после традиционного знакомства получить приглашение посетить, поучаствовать в очередной встрече, давно к тому времени уже сложившегося литературно-художественного объединения «Лана». Всё остальное: и нескрываемые дружеские отношения, и неиссякаемые желания душевно-сердечной поддержки, и вдохновения в творческих взаимоотношениях, тепло учтивого внимания, особенно свойственного волшебной Римме Алексеевне, и нескончаемые желания свиданий, зачастую под входной дворовой калиткой с тонкой ненавязчивой заботой, исходящей из глубины души Риммы Алексеевны, и особенно тёплого излучения её больших красивых глаз, без чего не обходилось никогда – было потом. Возможно, и будет. А в настоящем – не покидаемая печёт горечь от этого страшного бессердечного неотвратимого слова «было». С нею, как видно, нам здесь суждено неразрывное пребывание до конца…

А РИММА АЛЕКСЕЕВНА нас выше!
Теперь она всё чувствует, всё слышит,
Земная суета не для неё.
Здесь, на земле, окончила своё,
Оставив светлые воспоминанья,
И грусть до нового свиданья,
И дружбы сокровенные мечты,
Немеркнущей любви и красоты!